Ник Литвинов

Тезисы #Япония


7 самураев (1954) #Фильмы #Япония #Инфомагия

Когда великий Акира Куросава снимал своих эпохальных "7 самураев", он крайне тщательно проработал историю всех этих самураев, взяв каждого из реального прототипа именно того времени. Действие фильма очень точно датируется благодаря недосамураю Кикутиё (блистательный Тоширо Мифуне) - 1586 год.

Так вот, во главе отряда самураев стоит старый и опытный Симада Камбей. Это в реальности никто иной, как великий Курода Камбей, он же Курода Ёситака. Тот самый, кто весело и задорно под 1600й год провёл единственную в истории Японии частную войнушку на собственные сбережения на острове Кюсю. Ниже об этом уже было. В кадрах фильма прекрасно виден его семейный герб, мон, а к нему самому обращаются только по имени - Камбей. Понятно, на этом и на умении отлично планировать войну сходство и кончается. Реальный Камбей сильно хромал и, как опытный стратег, крайне редко сам махал мечом. Считал, что если пришлось меч вынимать из ножен - значит, ты уже проиграл.

Тем не менее, для японского зрителя эта фигура формирует мощный архетип, стержень, на который нанизываются все остальные персонажи и действо и который практически непонятен иностранному зрителю. Это как если бы у нас сняли фильм о промежуточных похождениях Ильи Муромца.

З.Ы.: Вспомнил, что и у нас в России есть яркий пример подобной архетипической связки. Отличный фильм "Салют-7" заканчивается в титрах прекрасной песней Владимира Высоцкого. Она мало того что идеально на своем месте по смыслу и стилю, мало того что в точности соответствует эпохе, так еще и мобилизует, объединяет, собирает рисунок фильма вместе. Но все иносранцы, которые смотрели "Салют-7", пишут в отзывах - мол, совсем говённая финальная песня, замените на что-то нормальное! Вот он, яркий пример не-попадания в архетип.


9 смертей ниндзя (1985) #Фильмы #Япония

Один из способов очень ярко ощутить, как сильно мир переменился за последние 30 лет - пересмотреть фильмы, которые казались очень крутыми тогда, в 1985-89 годах. Например, "9 смертей ниндзя".

Ах, оставим Се Косуги его черные волосатые подмышки, которыми он сверкает в титрах посреди трех традиционно полуобнаженных дам. Оставим ему также прекрасно поставленные драки - ради них фильм и снимали. Но все остальное проходит разве что как запредельно тупая ржака. Абсолютно все персонажи весь фильм делают ровно и исключительно то, что делать ну никак ни при каких условиях не надо :))
Джеймс Бонд нервно курит в сторонке.

И понимаешь вдруг, что один из лучших актеров этого фильма - бесподобный Блэки Дэммет :) и образ его практически полностью списан с гениального Питера Селлерса в роли доктора Стрейнджлава.

Внезапно - в числе актеров обнаружился Кен Ватанабе. Надо специально еще раз пересмотреть, чтобы найти его там :)


Провал во времени (1979) #Фильмы #Япония

Очень занятный японский фильм 1979 года "Провал во времени", про попаданцев в прошлое. Конкретно - смешанное подразделение японской армии 1979 года в составе наземных, морских и воздушных сил попадает на остриё эпохи воюющих провинций - в драку между Уэсуги Кэнсином и Такэдой Сингэном.

Прекрасно показана прям масса вещей:

  • То, что максимум потерь попаданцы несут от самих себя.
  • То, что техника - далеко не всё. Дух побеждает.
  • То, что нельзя наплевательски относиться ни к какому противнику, пока он жив. И как бы ты ни был крут, война есть война. Она не любит халявы и халявщиков.
  • То, что голой жопой можно идти на танк, если танк один, а жоп - много. Патроны имеют свойство кончаться. Люди - нет.
  • То, что каждому оружию - своё время, свои условия и своя зона применения.
  • То, что ничто не заменит местных условий, культуры, караульной службы и миллиона других мелочей, о которых всегда забывают.

Несмотря на все условности, очень хорошая модель. Но правда с поправкой на монолитность японской нации, малую эволюцию японского языка и специфические условия.

Весьма рекомендую. Очень показательная модель.

З.Ы.: А вообще конечно фильм о том, как все продолбать на ровном месте, обладая прекрасными начальными условиями :)