Ник Литвинов

Про Японию

Незадолго до Хиросимы

Незадолго до атомной бомбардировки Японии, когда ПВО метрополии уже была полностью разрушена и летчики США бомбили все что хотели и когда хотели, во время очередного авианалета японский летчик проводил над Токио испытательный полет новейшего палубного истребителя «Сэм». Был атакован двенадцатью «Мустангами» — лучшими на тот момент истребителями на Тихом океане. Казалось бы, финал.

Однако за штурвалом «Сэма» был не простой японец, а лучший японский ас, заслуженный летчик-испытатель, долбивший еще сталинских соколов в небе Китая. За несколько минут он сбил четыре «Мустанга» и обратил в позорное бегство остальные восемь.

Воздушный бой наблюдал весь Токио. Все знали пилота по имени. Так как это был последний и единственный японский пилот, для которого оставалось авиационное топливо.

Две пули в мозг

Сага о Сабуро Сакаи. Две 12.7мм пули в мозг (В МОЗГ!!!) в 1942-м над Гуадалканалом, а человек после этого сражался летчиком-истребителем до конца войны, сбил множество американских самолетов (на «Зеро», безнадежно к тому времени устаревшем) и жил долго и счастливо после ее конца. С одним глазом и без значительной части черепа.

Японская школа проектирования

Японская школа проектирования

The ballade of puppets

Есть много вариантов перевода песен из GITS2. Внезапно - ВСЕ варианты на рынке на сегодня - неправильные.

Вот песня из визита Бато и Тогусы на Итуруп, к офису Локус Солус. Там, где они смотрят на китайский карнавал (49:40 с начала фильма). Иероглифы японские. Но это - НЕ японский. Это древне-японский периода Нара. Спасибо нативным японцам, объяснили. Разница - как между современными СМИ и речью вещего Олега. Тональность та же, но перевод СОВЕРШЕННО другой.

Например, в первой строке - "...если я танцую, красивая женщина пьянеет"...

Продолжаем познавать Японию, однако.

吾が舞えば        あ(私)がまえば
麗し女 酔いにけり    くわしめ(美女) よいにけり
吾が舞えば
照る月 響むなり     てるつき とよむなり(共鳴する)
夜這いに 神天下りて   よばい (結婚式)に かみあまくだりて
夜は明け         よはあけ
鵺鳥鳴く         ぬえとり(夜の鳥)なく
吾が舞えば
麗し女 酔いにけり
吾が舞えば
照る月 響むなり
夜這いに 神天下りて
夜は明け
鵺鳥鳴く
遠神恵賜         とおかみえみため(遠くの神が恵みを垂れてくださる)
遠神恵賜
遠神恵賜

Японская школа проектирования Японская школа проектирования Японская школа проектирования

Про коррупцию в Японии

Примерно 450 лет назад жил в Японии князь Уэсуги Кэнсин, широко известный в узких кругах по "истории с солью". Встал во главе одного из крупнейших кланов Японии в 17 лет, разбив в бою войска старшего брата. Инфантильное поколение Z просто сосёт взатяг на этом фоне. Исключительно принципиальный и благородный человек, что во все времена было большой редкостью среди правителей. Входил в пятёрку самых крутых пацанов Японии эпохи воюющих провинций. Умер своей смертью, что для даймё в Японии тех лет просто-таки невероятно. В общем, реально мистер стальные яйца.

Так вот. В какой-то момент товарища Кэнсина настолько достала коррупция и внутренние дрязги в его же собственном клане, где все и так ходили по струнке и кашлянуть боялись, что он плюнул на многочисленных врагов в соседних землях, плюнул на всё, возопил перед алтарём бога войны Бисямонтэна - "ДА ПОШЛИ ВЫ ВСЕ В ЖОПУ!!!" - бросил всё и пошёл монахом на гору Хиэй. Куда, кстати, уходили монахами представители всех близлежащих кланов, безотносительно вражды меж собой.

И лишь экстра-усилия его главного заместителя, лично рванувшего в погоню и как-то убедившего князя в необходимости вернуться на царство, позволили истории стать такой, какой мы её знаем. Останься Кэнсин в монастыре - и сёгуната Токугава с очень большой вероятностью не было бы. А поэтому не было бы и реставрации Мейдзи. А после неё и история всего земного шара повернула бы в непредсказуемое русло. А всего и делов - группа феодалов в крайне строгой иерархической системе, не желавших порвать с коррупцией и постоянно тягающих друг у друга куски из тарелки.

Вы скажете - так Япония же, средние века, зарубить и всё! Дык рубили. Текучка кадров среди менеджеров среднего и высшего звена в Японии была крайне высокой. Однако персоналии менялись, а проблема с коррупцией и враждой оставалась неизменной :)

Уэсуги Кэнсин

Про искусство переговоров

Сидит, значит, у себя в Кофу князь Такэда Сингэн. Саке пьёт. Тоже один из ТОП-5 японских батыров. Один из двух на тот момент ведущих японских военных гениев (про второго мы только что рассказали). И приходит к нему вдруг гонец от одного из соседей - Оды Нобунаги. А давай, говорит, наш батыр атакует твоего соседа (Имагава Ёсимото), а ты нам поможешь, а?

Поставим себя на место Сингэна. По этикету ответ гонцу надо дать немедленно. Минута на размышление, как у знатоков в "Что? Где? Когда?". А ситуация-то сложная.

  • У Сингэна много соседей, и все - крайне беспокойные, агрессивные и нервные. Конкретно Имагава - недавно ещё был сюзереном Сингэна без оговорок. Просто Сингэн вырос над собой, а Имагава решил, что выгоднее дать Сингэну самостоятельность. И только недавно на Имагаву наезжал другой общий сосед, Ходзё. Тоже мужик - ничего в рот не клади. И поскольку оба активно призывали Сингэна присоединиться к драке, а у Сингэна разборки постоянные с другим соседом, Кэнсином, то Сингэн только что с огромным трудом заключил тройной мирный союз Такэда-Имагава-Ходзё. Обменялись родственниками в заложники, переженились, как положено. Что позволило всем троим в какой-то степени повернуться друг к другу спиной и высвободить ресурсы на другие фронты. В этом мирном договоре Такэда выступил миротворцем-организатором, будучи сильно младше обоих визави. Так сказать, только что задавил двух старпёров своим юным авторитетом. И вот кто-то предлагает с порога этот договор нарушить. Причем зная, что такой договор есть. Ну нормально вообще?
  • С другой стороны, а кто такой этот Ода Нобунага? Юнец на 13 лет младше, только что похоронивший отца и замочивший брата. Даже по своеобразным японским меркам числится полнейшим отморозком, эдаким абсолютно непредсказуемым и отлично вооруженным клоуном. Связываться с ним - не себе ли дороже?
  • С третьей стороны. Вот пошлёшь такого отморозка или даже просто вежливо откажешь. Он ведь не забудет. Придёт обязательно, и в самый неудобный момент.
  • С четвёртой стороны. А кто вообще сказал, что этот гонец - действительно от Оды, а не из какой-нибудь Пизы? И Имагава, и Ходзё запросто могут подослать ряженого для проверки выполнения договора. Скажешь хоть слово не то - и приехали.

Минута истекает. Сингэн просит в качестве ответа передать Оде шараду на старояпонском языке, что-то приблизительно вроде "злой ветер сеет бурю". Но приблизительно, так, что приходится рисовать гонцу конкретные иероглифы, и тот всё равно ничего не понимает.

Вслед гонцу, как потенциально очень высокой угрозе, Сингэном высылается лично начальник разведки - Ямамото Кансукэ. Тоже очень крутой мужик, при сильной хромоте и практически слепоте на один глаз - глава крупнейшей в Японии разведывательной сети синоби/ниндзя. В одно жало проворачивает сложнейшие операции масштабом в половину Японии. В общем, круче для такой задачи никого нет.

Ямамото догоняет на марше гонца, который на самом-то деле тоже не пальцем сделан и тоже является начальником разведки, но уже у Оды. Они быстро друг друга опознают, но вида не подают и идут вместе, как странствующие монахи.

На очередном постоялом дворе в их комнату вдруг вламываются интересные люди. Разодеты как танцовщицы, но рожи суровые мужицкие, сабельки как положено, и сам отморозок Ода с раскрашенной под театр Но мордой во главе. Чтобы, значит, не узнали. И спрашивает у гонца - что ответил Сингэн? Гонец докладывает шараду и выдаёт кучу своих комментариев, мол, идиот какой-то этот Сингэн, шарадами говорит, нас не уважает и всё такое. Ода сразу же ему отвечает - шарада простая. Сингэн не готов принять решение, присоединяться ли к нам против Имагава (из чего сразу следует кристальная ясность по всем дальнейшим стратегиям и раскладам), и просит нас отнестись к этому с пониманием (то есть - считает, что с нами можно иметь дело). Поэтому отправил следом своего человека (тыкает в Ямамото), чтобы увидеть, дурак я или нет. И вывод - с Сингэном можно иметь дело как с самостоятельным игроком. После чего танцует для Ямамото танец театра Но и исчезает, как и появился.

Ямамото со всех ног мчится обратно и докладывает Сингэну:

  1. Гонец действительно был от Оды (сразу резкое сокращение пространства вариантов).
  2. Нас поняли правильно и не обиделись (гештальт закрыт).
  3. Мы доказали свой авторитет (следующие переговоры будут проще).
  4. С Одой можно иметь дело (нифига он не отморозок).

И всё это достигнуто одной шарадой из двух иероглифов, причём безопасной к перехвату третьей стороной. Вот были времена. Жёсткие переговоры Владимира Соловьёва нервно курят в углу.

Анализ ситуации

Ну что, добавим ещё о искусстве анализа ситуации и принятия решений :)

Октябрь 1569 года. Та же Япония, те же батыры. На крылечке замка Одавара сидит хозяин замка Удзиясу Ходзё, глава клана Го-Ходзё. В первую пятёрку батыров Японии он не входит, разве что в первую десятку. Но замок Одавара на тот момент - самый укреплённый в Японии, запасы на полгода и всё такое. Даже великий и ужасный Кэнсин пытался его штурмовать, но безуспешно. Поэтому товарищ Удзиясу спокойно пьёт чай из пиалочки.

Под замком четвёртый день стоит лагерем армия Такэды Сингэна. Любуются рассветом над морем, т.к. во всех остальных точках царства Сингэна солнце всходит только из-за высоких гор, восхода на рассвете просто не бывает, и только здесь можно видеть, как огненный шар выкатывается из-за глади моря. Сингэн сжег город возле замка и, довольный собой, просто четвёртый день подряд любуется солнцем, какого он ранее никогда в жизни не видел.

Ситуация для обоих предельно простая. Сингэн может начать штурм замка, Удзиясу к этому не привыкать. Это такая тягомотина на много месяцев, и все шансы на стороне замка. Сингэн может конечно пройти дальше, разорять провинцию, и тогда Удзиясу подтянет резервы, выйдет из замка, перережет снабжение Сингэна и в удобный момент Сингэну наваляет. Всё как в шахматах, сухо и без эмоций. Наконец, Сингэн может и не атаковать замок, а тупо взять его измором. Но запасов на полгода, значит, сидеть под стенами придётся год, а за это время ой как многое поменяется. Например, Кэнсин опять пойдет таскать кур из курятников Сингэна, или же взошедшая звезда будущего сёгуна Токугавы Иеясу или его патрона Оды Нобунаги (ещё два батыра из ТОП-5) подойдёт к родовому замку Сингэна - Кофу. Поэтому Удзиясу спокойно пьёт чай, а Сингэн спокойно любуется рассветом.

Однако вдруг что-то идёт не так. Сингэн машет ручкой господину Удзиясу, аккуратно собирает лагерь и просто уходит с армией, откуда пришёл.

Вассалы Удзиясу и его сын бурно празднуют победу. Агааа, Сингэн зассал!!! Понял, что замок не взять, струсил и сбежал! Да какой он самурай, да какой он стратег!! Сингэн зассал!!! Ура!!! Перемога!!!! Не будем трусов преследовать, пусть проваливает!! Трубите перемогу!!!

И только господин Удзиясу, поперхнувшись чаем, требует заткнуться и мучительно думает, что же он сделал не так. Почему, почему Сингэн тихо пришёл, всего лишь сжёг город, постоял 4 дня и ушёл обратно?! Что за фигня!? Зачем приходил?! Может, хотел чего?

Пара минут проходит в размышлении. И вдруг господин Удзиясу начинает орать - ИДИОТЫ!!! ГАНЬБА!!!! ЗРАДА!!!!! Срочно выводить армию в погоню!!!

Надо сказать, что армия в стенах замка в обороне намного сильнее, чем армия в поле. А войско Сингэна на тот момент уж лет 10 как практикой подтвердило свою непобедимость, независимо от численности. Статистика-с. И главное - преследовать?? Сингэна? Слабой армией? ЗАЧЕМ?? Вассалы и сын в недоумении и требуют пояснений.

Господин Удзиясу вновь называет всех вокруг идиотами и начинает перечислять. Сингэн пришёл на землю Одавара - раз. Сжёг город - два. Четыре дня спокойно отдыхал и любовался рассветом - три. Тихо и вежливо ушёл обратно - четыре. Так, будто никакого клана Го-Ходзё тут и нет совсем. Это что, идиоты - перемога, что ли?! Ганьба и зрада чистой воды! Поднимайте армию, срочно блин догоняйте и атакуйте, как хотите и чем хотите!!!!! Кто же нашему клану руку после этого подаст, если Сингэн сейчас так же просто и тихо вернется обратно к себе?!

Надо ли говорить, что Сингэн навалял догнавшей его армии Ходзё по самые помидорчики. И - таки спокойно ушёл, проигнорировав изрядно ослабевший замок. Это примерно как по щекам кому-то резиновой дилдой нашлёпать и, посмеиваясь, спокойно уйти. В общем, после этого Ходзё уже никогда армию против Сингэна не выводил :) а всего через 22 года и клан Ходзё закончился. Совсем.

Умейте анализировать ситуацию и принимать решения. И люди к вам потянутся :)

Замок Одавара

Правильная мотивация

О правильной мотивации. Ясен пень, внутренней - она внешней не бывает.

Те же, там же. Япония, 25 января 1573 года. 25-тысячная армия Такэды Сингэна, на тот момент батыр N1 Японии в возрасте 52 лет, идёт мимо замка Хамамацу (Токугава Иэясу, будущий батыр N5). Сингэн шёл вообще-то по своим делам и мимо, но хотел заодно "выключить" Иэясу из игры. Для чего захватил несколько замков Иэясу и демонстративно пошёл походной колонной мимо главного замка - Хамамацу. Повторил номер, ранее блестяще исполненный в Одаваре с товарищем Ходзё - мы уже об этом говорили. Только в тот раз у Сингэна были 10 тысяч человек, и он навалял вышедшей из замка армии Ходзё в 20 тысяч около 3400 убитых, потеряв лишь около сотни своих людей. Здесь же у Сингэна 25, а у Иэясу только 11 тысяч. Поэтому Сингэн продефилировал мимо, как на подиуме, рассчитывая, что Иэясу в здравом уме, вылезать из замка не станет и просто потеряет авторитет. Ну или вылезет и погибнет. Воевать зря Сингэн уже тогда ну очень не любил.

Иэясу в тот день оставалось 6 дней до тридцатника. Он был умным человеком и сразу понял, в отличие от старого Ходзё 4 года назад, что просто так пропускать мимо армию противника нельзя - засмеют. Однако же, сильным стратегом ему ещё только предстояло стать. Поэтому с девизом "слабоумие и отвага!" он вывел все 11 тысяч солдат за стены замка и атаковал Сингэна вдогонку на плато Микатагахара.

Плато Микатагахара, 15 на 10 км - травянистая безлесая равнина, идеальная для действий конницы. Быстрое бегство оттуда невозможно, т.к. со всех сторон плато окружено скальными обрывами. К тому моменту Сингэн уже лет 20 играл в войну, как в го, и подобные расклады у него были на уровне рефлекса.

В общем, увидев входящее на плато вдогонку куцее войско Иэясу, Сингэн пожал плечами - и к ночи Иэясу еле-еле удрал обратно в свой замок, и то - переодевшись рядовым лучником и потеряв больше половины войска убитыми (вторая половина разбежалась). Отличный день Рождения. Вбежав в замок, Иэясу приказал немедленно распахнуть ворота, зажечь побольше солдатских костров и бить со всей дури в сигнальные барабаны - хотя в замке и оставалось примерно 50 человек. Сингэн же почти не понёс потерь и может и рад был бы заодно взять пустой замок, однако костры и барабаны в ночи его смутили. Оценивая Иэясу по себе, Сингэн решил, что тот заготовил на случай поражения какую-то гадость. Так сделал бы (и делал всегда) сам Сингэн. Поэтому, не желая тратить время и терять людей, он просто сказал "нах нах!" и пошел с армией дальше по своим делам.

Обосравшийся (буквально) Иэясу, раздав приказы про костры, барабаны и ворота, тут же потребовал к себе придворного художника. Усевшись, как был, в одном наруче и с полными штанами ёжиков на походный стул, криво нахлобучив только шапочку эбоси, он приказал художнику нарисовать свой портрет. И этот портрет (см. картинку к посту) Иэясу возил потом с собой всю оставшуюся жизнь, везде стараясь держать его в поле своего зрения. Чтобы ни на секунду не забывать о вещах, которые делать НЕ НАДО. Что характерно, НИКОГДА после этой битвы Иэясу не сказал про Сингэна НИ ЕДИНОГО плохого слова и всегда чествовал его как своего выдающегося военного наставника.

Так выпьем же за правильную внутреннюю мотивацию :)

Токугава Иэясу

О настоящей дружбе, часть первая

Те же, там же. Такэда Сингэн был на шесть лет младше своего восточного соседа - Ходзё Удзиясу. И отношения у них, как у соседей, были весьма сложные. От кровного родства до тотальной войны. Диверсии синоби/ниндзя, военные походы друг на друга, союзы, договора, блокада поставок соли. Регулярно жгли друг у друга курятники и воевали по очереди с настырным северным соседом (тот самый Кэнсин). В общем, нормальная будничная японская жизнь. Конкретно по линии Сингэн-Удзиясу самым весёлым был феерический заход Сингэна под стены Одавары, про который мы уже говорили, когда Сингэн на отходе своей 10-тысячной армией крепко избил 20-тысячную армию Удзиясы резиновым членом по морде и ушёл, посмеиваясь.

Каждый в своём огороде играл в Цивилизацию, насколько позволяли технологии того времени. Сингэн играл агрессивную стратегию. Ходзё - взвешенную оборонительную. При этом все внуки Удзиясу по старшему сыну, а было их пять штук, были также и внуками Сингэна. Такой вот типично японский пердимонокль.

И вот однажды, в 1571 году, Удзиясу понял, что дни его сочтены. А что делать дальше? Старший сын - форменный дебил, ему лишь бы с саблей на танки бросаться. Прямолинеен и туп, как дубина. Думать не хочет и не умеет, стратегии и элементарной дипломатии не понимает, "поляну" ваще не чувствует. Это была общая "проблема отцов и детей" всех даймё тех лет, находившихся в центре войны провинций. Сильные времена породили сильных лидеров - Сингэн, Кэнсин, Удзиясу, Ёсимото Имагава - и у всех них были огромные проблемы с наследниками. Особенно отличился Имагава, самый говнистый даймё, умудрившийся вырастить в средневековой Японии наследника - учёного и спортсмена-футболиста (!). Но про него мы расскажем отдельно, история Имагава в силу его редкой говнистости закончилась гораздо раньше.

Итак, Удзиясу понимает, что дни его всё. Лежит уже на смертном одре. А сынок-то дурак. А отношения с соседями плохие. Союз с Кэнсином - чисто формальный, Кэнсин ни на одну подставу не клюнул и воевать с Сингэном больше не полез (расскажем и об этом). На юге в бывших землях Имагава бесчинствуют Сингэн с Токугавой, того и гляди замки отжимать начнут. С Сингэном общая граница с севера на юг через весь Хонсю, там перманентная вялотекущая война. С востока тоже, того, проблемы. Ода Нобунага мочит на далёком западе князей одного за другим, вот-вот заявится. Ясно, что сынок-то всё просрёт в момент. Что делать?

Удзиясу даёт сыну последнюю волю - разорвать все союзы со всеми и срочно помириться с Сингэном, во всём его слушаться и чтить как отца. Указание было настолько для сына внезапным, что пришлось закрепить его авторитетным "так надо". Затем, только сын за порог, Удзиясу даёт своему самому верному и крутому генералу приказ - немедленно мчаться к Сингэну и попросить присмотреть за сыном и провинцией (!). В отличие от обычных японских даймё высшего ранга, лично друг с другом не знакомых и никогда друг друга не посещавших, Удзиясу и Сингэн один раз встречались на переговорах лично - семнадцать (!) лет назад.

Напомним, между Удзиясу и Сингэном идёт хоть и вялая, но война. Однако одиночного гонца никто никогда не задерживал - мало ли, какое сообщение он везёт. Гонец мчится прямиком к Сингэну, который по счастью был в этот момент дома, в Кофу. И начинает ему длинный и витиеватый прогон о высоких отношениях и долгой истории родов Такэда и Ходзё. Сингэн секунд 20 слушает, вежливо прерывает гонца, и происходит следующий диалог:

С: - Правильно ли я понимаю, что господин Удзиясу на смертном одре?
Г: - Ээээээ.... Да.
С: - Правильно ли я понимаю, что господин Удзиясу просит меня присмотреть за наследником и провинцией?
Г: - Эээээээээээ.... ДА.
С: - А как к этому отнесётся наследник?
Г: - Наследник уже получил последнюю волю разорвать все союзы и помириться с домом Такэда.
С: - Договорились. Пожалуйста, не теряя времени, НЕМЕДЛЕННО спешите к господину Удзиясу и передайте ему, что для меня огромная честь - располагать таким старым и добрым другом, как он.

Гонец со слезами на глазах мчится обратно и таки успевает. Удзиясу помирает со спокойной душой. Сингэн честно исполняет всё то, о чем пообещал. Ему оставалось жить ещё целых два года.

Ходзе Удзиясу Такэда Сингэн

О настоящей дружбе, часть вторая

О настоящей дружбе, часть вторая. Те же и там же.

Такэда Сингэн и Уесуги Кэнсин познакомились при обычных обстоятельствах Японии того времени. Товарищ Сингэн методично и последовательно отжЫмал у северных соседей земли и замки, пока в качестве очередного оппонента ему не подвернулся товарищ Кэнсин. Шёл 1553й год.

А надо сказать, что в те годы "Роммель ещё не был Роммелем" (с). Сингэну было 32 года, и он хоть и был уже выдающимся стратегом, но "человеком-горой" ещё и близко не стал. Кэнсину же было 23, и он хоть и был уже гениальным тактиком, однако же, также, авторитета в Японии пока ещё никакого не имел. Но поскольку в средневековой Японии синкансенов ещё не было, вся логистика упиралась в конфигурацию гор, рек, дорог и перевалов. И с любой точки зрения можно было легко вычислить единичные места, удобные для прохода армии и ведения боя. Вот в одном таком месте армии Сингэна и Кэнсина и встретились. Место это называлось Каванакадзима. Междуречье по-нашему, сегодня это центр Нагано. Здесь сливаются вместе реки Сай и Тикума, образуя меж собой обширное ровное поле, и на сотни километров вокруг другого подходящего места развернуть две армии и подраться от души просто не было. Но - нюанс. Место это находилось на порядок ближе к владениям Кэнсина, Сингэну же каждый раз надо было тащиться сюда сотни километров через горные перевалы.

Оба - крайне незаурядные люди. У обоих - сильнейшая интуиция и отличная военная хватка. У каждого - свои тараканы. Кэнсин - паладин весь в белом, воплощение прямоты и благородства, инкарнация бога войны Бисямонтена и всё такое. Сингэн же уже тогда больше воевал деньгами и засланцами, чем армией, и был до крайности хитрожоп. У обоих - свои синоби, но если у Сингэна сеть синоби самая большая в Японии, то зато у Кэнсина синоби - самые крутые. Регулярно вваливали всем остальным синобЯм по самые помидорчики. В общем, встретились два одиночества.

Первые битвы - сразу несколько в 1553м году, затем 1555й и 1557й годы. По сути, это не были битвы. Две армии кружили такое странное военное танго. Оба полководца были предельно осторожны и ограничивались перемещениями подразделений с места на место, как в шахматах, мелкими стычками и набегами. Рисковать никто не хотел, и поле боя каждый раз оставалось за Кэнсином. Иногда - с заключением временных мирных соглашений, иногда и без них. Но потом, видимо, оба поняли, что бесконечно так продолжаться не может, и в 1561 году между этими великими батырами произошла геройская битва №4 при Каванакадзима.

Интернет пестрит жуткими цифрами потерь, чуть ли не до 80% от состава обоих армий, но сами японцы в своих материалах указывают, что Сингэн потерял около 23% убитыми из 21000, а Кэнсин - 27% из 13000. Буквально единицы японских битв были более кровопролитными. Так, знаменитая эпическая битва при Сэкигахаре, в которой участвовало под 200 тысяч человек и по итогам которой Токугава Иэясу стал сёгуном Японии, имела уровень боевых потерь лишь около 4%, остальные были зарезаны победителями уже после. В общем, битва батыров была лютой. Обе стороны потеряли многих военачальников. И именно в ней случился ставший легендой эпизод, когда товарищ Кэнсин (на лошадке) прорвался к Сингэну (на походном стульчике) и попытался рубануть его шашкой, но Сингэн невозмутимо отбил удар стальным сигнальным веером. Кто не знает - раций тогда ещё не было, сигналы в бою подавались именно веером. Легенда гласит, что Кэнсин напыщенно спросил Сингэна, о чём тот думает перед смертью, а Сингэн сложил в ответ изящное хокку. Но что-то верится в это слабо, таки война, а не Олимпийские игры (с).

По итогам битвы проиграли обе армии. Кэнсин не спеша убрался домой, не прикрывая тыла. Сингэн его не преследовал, и поле боя осталось за ним. Однако, именно ему и пришлось трое суток убирать трупы. Оба громогласно кричали о полной победе, но все понимали - это была тяжёлая равная ничья.

Поскольку оба, и Сингэн и Кэнсин, были ребята настойчивые, то они снова встретились в том же месте ещё через 3 года, в 1564. Но в этот раз оба понимали, что ещё одна такая заруба - и обоих сожрут соседи. Поэтому после двухмесячных перестрелок Сингэн и Кэнсин договорились, что судьбу битвы решит поединок. Выставили по самому крутому батыру от каждого войска, и батыр Кэнсина победил. После чего Сингэн честно вернул Кэнсину все захваченные на районе замки, кроме одного, и убыл восвояси. Примерно в это же время соседние с Сингэном семейства вздумали устроить ему соляную блокаду, и отправили призыв к Кэнсину эту блокаду поддержать. На что Кэнсин очень возмутился, УВЕЛИЧИЛ поставки соли Сингэну и изрёк - я воюю мечом, а не солью.

Последняя встреча закадычных друзей произошла в 1568 году на берегу озера Нодзири. В этот раз не было даже перестрелок. Кэнсин с небольшим войском вышел к озеру, сжёг первую попавшуюся деревню и там же встал лагерем. Его беспокоил только один вопрос - придёт ли Сингэн. Сингэн пришёл, тоже с небольшим войском, и встал лагерем напротив. В истории не зафиксировано, встречались ли наши герои лично, но по всему, исходя из их выдающейся интуиции и глубочайшего уважения друг к другу, они должны были попрощаться. Простояв напротив друг друга пару дней, армии тихо разошлись по домам. При тогдашнем технологическом уровне это был единственный способ послать СМСку "Надо встретиться!" - зайти к соседу и сжечь у него что-нибудь, да.

В 1573 году до подручных Кэнсина дошёл слух, что Сингэн серьезно болен, и они предложили Кэнсину немедленно воспользоваться этим шансом и отжать под шумок себе с десяток замков. На что Кэнсин с возмущением ответил, что с больными людьми он не воюет.

А потом Сингэн умер. Не забыв перед смерью завещать наследнику помириться с Кэнсином, чтить его как отца родного и во всём его слушаться. Знакомо, правда? Но сынок папу не послушал, и всё царство Сингэна очень быстро просрал.

Кэнсин же, узнав о смерти Сингэна, впал в глубокую скорбь и чёрную депрессию, стал пуще прежнего молиться в храме и пить горькую, как лошадь. Так бы, наверное, и спился бы, но тут на него наехал с армией в 48000 человек вконец охреневший Ода Нобунага. Кэнсин радостно вышел из запоя, собрал чуть меньше 30000 человек, и с криком "Агаааааааа, мля!!!!" навалял Нобунаге, как младенцу. Тряхнул, так сказать, стариной. После чего вернулся домой, таки спился и умер.

Такая вот трогательная история настоящей мужЫцкой дружбы в средневековом японском интерьере :)

Междуречье Такэда Сингэн и Уэсуши Кэнсин Такэда Сингэн и Уэсуши Кэнсин

Про говнюков

О том, почему плохо быть говнюком. Те же и там же.

Из всех даймё эпохи Воюющих Провинций самым большим общепризнанным говнюком был Имагава Ёсимото.

То ли потому, что дословный перевод имени Ёсимото 義元 - "праведный источник" или "источник праведности". С таким именем любой бы поехал кукухой.

То ли потому, что он был самый отмороженный, мелочный и нудный в плане подозрений и преследований своих вассалов. Почти все даймё Японии, кроме великого Сингэна, сталкивались с регулярным бегством тех или иных вассалов (и лишь Сингэн - с тем, что вассалы к нему бежали со всех сторон). Но только Имагава довёл преследование и террор сбежавших вассалов до того, что вынуждал вырезать целые семьи самураев (!) в соседних провинциях (!), ему неподвластных, просто потому, что эти семьи пропустили беглецов, вообще левых людей, через свою территорию и не стали их ловить. Иначе, мол, приду к вам войной и всех убью. Выбирайте - всех убить или только этих вот. Данное поведение невероятно прибавляло Имагаве популярности и авторитета, но его это совершенно не заботило.

То ли самым большим говнюком он был потому, что опять же методично, планомерно и крайне настойчиво брал в заложники, часто с концами, членов семей всех более-менее крупных вассалов, иногда даже в соседних землях. В принципе, практика заложников применялась достаточно широко в Японии, однако имела некие разумные границы. Породниться родами, заключить стратегический союз. Большие авторитеты (Сингэн, Кэнсин, Ходзё) вообще обоснованно считали, что ни к чему хорошему это никогда не приводит. Но только Имагава довёл практику заложников до тотального террора своих и чужих. Мальчиков при этом растил, как сирот (при живых отцах - Токугава Иэясу, он же Мацудайра Такетиё, тому яркий пример), ну а девочки шли прямиком в гарем для внутреннего употребления, после чего выбрасывались - иногда на внутренний брачный рынок, а иногда и нет. Это также добавляло Имагаве длинные плюсы в карму и репутацию. Правда, после Имагава самым большим любителем заложников стал Ода Нобунага, но он, с одной стороны, девочек не особо трогал, а с другой, и так был полный отморозок с самой церемонии совершеннолетия (и в итоге свои же ближайшие его и зарезали).

Возможно, что самым большим говнюком он был потому, что всегда давил соседей единственным способом - грубой военной силой, провокациями и прямым принуждением. Такэда и Ходзё широко использовали многоходовки, экономику и системную индукцию (термин этот родится только через 400 лет), из Киото рулили авторитетом власти и официальщиной, Кэнсин махал шашкой строго по правилам, и только лишь Имагава тупо давил всех массой, подлостью и регулярно подсовывал соседям и вассалам всяких провокаторов-"ряженых". В принципе, нормальный японский быт, рутина, но Ёсимото как образцовый параноик и тут умудрился достичь победы разума над здравым смыслом.

Ну и, наконец, возможно, что самым большим говнюком Имагава Ёсимото был потому, что его мамой была широко известная в узких кругах "бабушка Дзюкейни" - с девичьей фамилией Накамикадо и родом аристократа, близкого императору в Киото. Бабушка Дзюкейни влезала без мыла во все мало-мальски серьезные решения Ёсимото (а позже и совсем задавила своего внука Удзидзане - учёного, поэта и футболиста). Бабушка Дзюкейни бережно следила за огромным количеством тонких многоходовок по всей стране. Наконец, именно бабушка Дзюкейни вела толстый гроссбух "врагов клана Имагава". Очевидно, что в таком раскладе Ёсимото оставалось лишь приводить в исполнение финишные этапы сложных комбинаций, быть "плохим следователем".

В общем, парень купался во всеобщей любви, и его это совершенно не заботило. Пока однажды он не решил сходить в очередной поход - по совпадению, на царство Ода Нобунага.

В наше время итоги подобных приключений можно прекрасно изучить по фильму Snatch. Где ясно показано - будь ты хоть сколько крутым, но с отребьем не связывайся. Нобунага же даже по своеобразным японским меркам был предельным отморозком. Но синематографа тогда ещё в Японии не было, переводчиков с английского - тоже, лицензии на фильм японцы не закупали, поэтому Ёсимото, собрав 25 тысяч рыл, с чистой душой отбыл завоёвывать провинцию Овари, которая только что пережила большие потрясения, только-только была приведена Нобунагой к порядку и имела в строю всего 3000 штыков в сумме.

Тут начинается очень тонкий момент, к которому мы ещё вернёмся. Ода Нобунага, рассовав 2200 солдат по нескольким замкам, с примерно 800 лучшими воинами отправился навстречу 25 тысячам рыл Имагавы. В разных источниках указана численность войск Оды от 2 до 3 тысяч штыков, но, как мы опять же расскажем в следующей серии, наиболее релевантным числом выглядит число 800. И это ЖЖЖЖ - неспроста (с).

После взятия без боя одного замка (которое исполнил юный Токугава Иэясу - на тот момент его звали Мацудайра Мотоясу, это был по сути его первый бой, и этот же фактор вывел его за скобки последующих событий) Ёсимото Имагава приказал штурмовать следующий замок и, довольный собой, расположился праздновать при Окэхадзаме. Крошечная такая деревня на одноимённом холме в горах, но и в ней - как положено, дом старосты и маленький деревенский храм на горе в отдалении.

Дальше - без комментариев. Юный и не особо опытный в битвах Ода Нобунага ЗНАЛ, где находится вся армия Имагавы. ЗНАЛ, что они празднуют первую победу. ЗНАЛ АБСОЛЮТНО ТОЧНО, где находится сам Ёсимото и как расположены его наличные силы. ЗНАЛ, что Ёсимото даже не потрудился выставить боевое охранение. Ну и имел ряд другой, весьма критичной информации, по поводу чего годы спустя бабушка Дзюкейни брызгала слюной и бросала обвинения одному из ТОП-5 японских батыров ;) Кроме того, умудрился запихнуть 800 человек, включая конных гвардейцев, в крошечный деревенский храм и пройти многокилометровый марш от своего замка до Окэхадзами, не оставив следов и не столкнувшись ни с единым из многочисленных синоби Имагавы. Обо всём этом - в следующей серии :)

Отряд Нобунаги под прикрытием сильного ливня с грозой подошёл к армии Имагавы (по большей части, к полку охраны штаба - остальные разбрелись штурмовать замки), а затем стремительно и хирургически точно напал на штаб Ёсимото. Армия Ёсимото бросилась врассыпную, как сейчас говорят, роняя кал. Может быть, если бы Ёсимото не был говнюком, они вместо этого ринулись бы его защищать, но... Сам же Ёсимото, бросив боевой веер и красный паланкин, в два приёма лишился головы. Убедившись, что настырный говнюк "наконец-то укоцан" (с), нападавшие столь же быстро начали отход и унесли голову Ёсимото с собой. Её потом клану Имагава пришлось выкупать, но то отдельная история. Никогда после Ода не повторял таких рискованных, сложных и длинных операций.

К сожалению, как и любой образцовый говнюк, Ёсимото унёс с собой в могилу множество замечательных людей. Например, Ии Наомори, глава клана Ии, отец широко известной в узких кругах Ии Наоторы, в последующем соратницы Токугавы Иэясу, приёмной матери Ии Наомасы и вообще одной из очень немногих женщин-даймё. Наомори, как глава ополчения из Иинои, избежал гибели в битве, однако для того, чтобы клан Имагава не преследовал за это его семью, торжественно совершил сеппуку, приказав телохранителю доставить его голову домой. Трудные были времена. Любой современный хипстер или либераст, топящий за права человека, прожил бы в таких условиях не более часа. Но до семейства Ии мы доберёмся ещё нескоро, у нас ещё по ТОП-5 есть множество историй :) Отметим лишь, что когда спустя 10 лет великий Сингэн пошел завоёвывать бывшее царство Имагава, Ииноя первая распахнула ему двери без боя - конечно, от большой любви к семейству Имагава :)

Узнав о смерти Имагавы, все соседи на несколько провинций вокруг закатили пир. Токугава - потому что смерть Ёсимото делала его свободным. Сингэн - тихонько и выехав в специально организованный учебный военный поход, т.к. его невестка была дочерью Ёсимото. Ходзё - тоже скромно, потому что смерть Имагавы хоть и снижала его риски большой войны, но порождала хаос на общей границе и риски того, что вместо одного говнюка придёт другой. Ну а сохранивший таким образом жизнь, провинцию и будущее Ода праздновал просто как не в себя.

Плохо быть говнюком. У людей ведь прекрасная память.

Имагава Ёсимото

Откуда берутся уникальные специалисты

Если кто помнит в предыдущих сериях, был у Такэды Сингэна такой начальник разведки - Ямамото Кансуке. Глава самой большой в Японии сети не самых крутых синоби/ниндзя. Строго говоря, начальником армейской разведки у Сингэна служил другой самурай, Кансуке же был главой разведки политической, силовой и агентурной. На поле боя разведчик он был никакой, за что в итоге себя и засеппучил в 1561 году - на том самом 4м матче Сингэн/Кэнсин в Междуречье. Но вот с агентурой и тайными делами у него все было отлично.

Возникает вопрос - а почему? Откуда берутся такие уникальные специалисты? Воображение сразу же рисует эдакого прото-ниндзя, незаметно проникающего в чужие сортиры в погоне за правдой-маткой. Однако, истина намного интересней :)

История не сохранила деталей службы Кансуке до перехода к Сингэну (1543 год). Чем активно пользуются писатели и сценаристы - сколько японских фильмов про период Воюющих Провинций вы посмотрите, столько совершенно разных Кансуке вы там и увидите. Вплоть до диаметрально противоположных.

И все же есть одна черта, отмеченная в истории. До службы у Сингэна наш Кансуке был ронином и последовательно нанимался ко ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ даймё в радиусе слухов от великой горы Фудзи. Учитывая его УТП - хромой одноглазый ронин, прекрасный воин. Его знали ВСЕ. Просто все. Все даймё по очереди нанимали его для каких-то темных дел, что всегда заканчивалось выплатой бабла и фидбэком в стиле "да я знать не знаю этого человека!" ;) Да он к и Сингэну-то в штат попал только с третьей попытки. Мне, как бизнес-консультанту с большим стажем, это настолько близко и понятно...

В общем, парень не был протониндзей. Он был скорее Штирлицем из наших анекдотов (с волочащимся сзади парашютом), знаменитым публичным человеком, который всегда на чьём-нибудь задании и "всё равно отвертится". Каждый даймё, встретив его в своих владениях, говорил - а, Кансуке, привет! Какими судьбами? Заходи поговорим! Эдакий агент 007 в Японии XVI века. И установить, на кого конкретно Кансуке работает сейчас и какую задачу выполняет, было невозможно. А учитывая его особый дар одним движением решать сразу две-три задачи...

Так, первым поручением Кансуке от тогда ещё юного Сингэна (Харунобу) было выяснить, не держат ли соседи (Имагава) фигу за пазухой. Кансуке спросил - а если я переметнусь к Имагава? Ну и отлично, сказал Сингэн, мы сразу поймем, что Имагава замышляет бяку! Кансуке взял бабло, все выяснил. Да, Имагава задумал бяку! И демонстративно переметнулся к нему на службу :) Зачем туда-сюда из провинции в провинцию хромать, если заказчик и так всё поймёт?

В этой связи упомянутый танец Но, исполненный Одой Нобунагой для Кансуке, имеет особое значение. Это как если бы к нам вдруг шпионом заслали Шварценеггера, де Фюнеса или Ди Каприо :) ну да, шпион... А автограф можно? :)

О поиске правильных решений

Снова средневековая Япония. Да, я люблю примеры оттуда, они яркие, выпуклые и без лишних примесей. Но этот пример прямо входит в число народных японских сказаний, типа нашего Ильи Муромца, и записан профессором Токийского университета Асатаро Миямори.

Ситуация. Глава некоего клана и двое его сыновей в составе армии Хидэёси идут на войну с армией Токугава. Токугава, понятно, победил - в 1584 году он уже не промахивался. В битве отец клана и его старший сын погибают. Младший сын, Терумаса, рвётся отомстить за батю, но слуги его утаскивают с поля боя в смирительной рубашке, потому как если и его замочат, род продолжать будет некому. Терумаса, горячий японский парень, рвёт и мечет, ругается японским матом и бурлит говнами ярости благородной. И мстя моя, говорит, будет страшна!

Прошло 10 лет. Воюющие стороны помирились и стали верными союзниками. Мы уже ранее говорили, какие удивительные канделябры на эту тему в Японии случались. Причём победивший Токугава предложил себя в вассалы побеждённому им Хидэёси. Политика-с. Терумаса сильно поднялся и стал служить непосредственно товарищу Хидэёси. Но вот проблема - постоянно сталкивался по службе, причем буквально, с Токугавой, которого на неутихающих эмоциях всё время обещал замочить.

Токугава, на тот момент уже пожилой человек (51 год, почти старик по японским средневековым меркам), такие вещи всегда отрабатывал превентивно. Нечего ждать, пока тебя замочат в коридоре, если можно зарамсить проблему заранее. Выяснили, что отца Терумасы зарубил в честном бою простой воин Токугавы, командир маленького отряда пехотинцев. Т.е. ни о какой ссоре между родами Терумасы и Токугавы речи не было, на войне как на войне. Раз так, Токугава предложил Хидэёси отдать Терумасе в жены одну из своих дочерей. Зашёл сразу с самого большого козыря - огромная честь по японским меркам.

Хидэёси разборки между вассалами тоже были ни к чему. Вызвал Терумасу, скомандовал - женись и мирись, и баста!

Теперь Терумасу не мог ни отомстить Токугаве, ни даже ругаться с ним. Что делать, как спасти честь семьи? Ведь когда главу рода убивает на войне простой пехотинец, ну ладно, командир маленького отряда - это позорище несмываемое.

Терумаса едет к Токугаве оформлять свадьбу, но первым делом требует к себе пехотинца, завалившего отца. Терумасу пытаются умаслить, заболтать, но он бузит, хамит, хулиганит и упорно требует пехотинца. Все уверены, что Терумаса хочет просто отомстить и убить пехотинца как личного врага, наплевав на свою дальнейшую карьеру и жизнь. Ладно, приводят пехотинца. Терумаса напоследок устраивает истерику, недостойную воина, но затем закрывает гештальт, берет себя в руки и задаёт пехотинцу два простых вопроса: сколько ты получал денег тогда и сколько получаешь сейчас, через 10 лет.

Тот отвечает - было 200 коку, теперь 1000 коку. 1 коку = годовой запас риса для одного человека, около 150кг, и 200 коку - отличная з/п для воина низкого уровня. Однако 1000 коку, прямо скажем, совсем негусто для воина с такой выслугой лет.

Терумаса ставит Токугаве условие - хотите, чтобы я отказался от мести и женился на вашей дочери? Назначьте этому пехотинцу ставку 10000 коку! Огромная сумма, например, ровно столько генерировала экономика маленького, но весьма зажиточного края Ииноя. Вот. Или назначаете пехотинцу 10000 коку, или идите в жопу с вашей (моей) свадьбой и примирением.

Заход исключительно хамский, но Хидэёси и Токугава были на тот момент уже достаточно умными стариканами, чтобы понять - этот способ решения проблемы самый дешёвый. Пехотинец в одно мгновение стал зажиточным даймё высшего уровня. Такая инвестиция сроком 10 лет с доходностью 500% годовых. Для сравнения - один из ближайших 4х подручных Токугавы, Ии Наомаса, получал на тот момент 20000 коку. Токугава получил пробивного "правильного" зятя и тем самым удачно пристроил дочь. А Терумаса теперь всем рассказывал, что его отец погиб в бою от руки даймё, получающего 10000 коку. Почётно, чего там говорить ;)

О психологии оппозиционеров

Забавное о психологии оппозиционеров. Очень подробно разобрано в фундаментальных работах Григория Климова, но наблюдалось всю человеческую историю и, видимо, будет наблюдаться ещё тысячи лет.

Та же средневековая Япония. Два самых крутых перца - Такэда Синген и Уэсуги Кэнсин - только что склеили ласты, а взошедшей звезде полного отморозка Оды Нобунаги править еще четыре года. Год так примерно 1578й. Ода долго и муторно воюет с родом Мори. Мы еще подробно вернёмся к этой истории, она ярко иллюстрирует ещё одну очень важную нам сегодня вещь. А пока - идёт война. Два мощнейших клана, Ода и Мори, рубятся насмерть, но оба вынуждены всё время отходить назад, так как на других фронтах проблем невпроворот. И ровно на линии стыка между ними находятся владения одного исключительно занятного перца. Назовём его господином Укита.

Господин Укита славится на всю Японию тем, что принципиально и патологически предаёт всех, везде и всегда. Для чего специально заключает союзы - чтобы их предавать. Травит ядом своих и чужих, особенно любит внезапно травануть очередного близкого родственника. Обожает жесткие переговоры в стиле Соловьёва, но по принципу мёртвой руки - заранее раздаёт подробные инструкции, что его вассалам нужно делать, если он с переговоров не вернётся. При этом обладает очень сильной армией и большим доходом. С огромным удовольствием строит и проводит сложные многоходовки, глядя за горизонт настолько далеко, что переиграть его никому не удаётся в принципе. Обладает прекрасной службой разведки. Т.е. его не сковырнуть ни политически, ни военным путём, ни блокадой, ни диверсией. Эдакий прыщ на жопе, редкостный говнюк, специально балансирующий между двумя сильнейшими родами.

В какой-то момент, во время активных боевых действий, проводит очередную блестящую многоходовку. В результате которой зону боевых действий возле его границ сначала покидает Ода, а потом сразу и Мори. Причём Ода - потому что армия господина Укита в 15000 рыл присоединилась к армии Мори, а Мори - потому что она присоединилась БЕЗ самого господина Укита. Вдумайтесь в силу единственного хода. В наше время, очевидно, чувак стал бы чемпионом мира по шахматам. И вот и те и те войска ушли, Укита формально в союзе с Мори, сидит на попе ровно. Война вроде кончилась. Год, второй... Господин Укита начал сильно хандрить, болеть. Его лучшее во всей округе сакэ кажется ему отвратительным, он разогнал весь свой гарем, перестал травить родню. Ему плохо и бесконечно скучно.

И тут к нему, формально - форпосту Мори, заявляется представитель Оды.

А надо сказать, что у Оды было в регионе три сильных игрока - официальный представитель товарищ Хидэёси, будущий наследник Оды в деле объединения Японии, и два очень знаменитых супер-стратега, Хамбей и Камбей, два Бея, как их называли. Они примерно одного возраста, но у более крутого Хамбея нелюбовь к общению и туберкулёз на последней стадии, а менее крутой Камбей как непосредственный сосед общается с Укитой намного чаще и единственный демонстративно не боится пить сакэ в его доме - более того, будучи формально врагом, регулярно подгоняет ему лучшие бочонки из своей вискокурни.

И вот приходит внезапно к господину Укита человек от Оды. Укита лежит больной - правда болеет, без обычного притворства. Но он очень рад, что к нему заглянули на огонёк старые знакомые, и принимает гостя. Однако, гость - не хорошие знакомые Хидэёси, Камбей или Хамбей. А некий левый перец, званием и доходом равный Уките, но впервые здесь и сакэ в гостях пить боится.

Господин Укита долго думает, глядя на посланца. Который, заметьте, ещё ни слова не сказал. Ситуация просчитывается легко. Не Хидэёси - значит, ему не до грибов. Не Хамбей - значит, таки умер. Не Камбей - значит, что-то с ним случилось (он как раз попал в плен, где провел около года и едва выжил). И важная шишка - значит, Ода готовит движуху. Прямо в стиле мультика про Остров Сокровищ: - Пушка! Они заряжают пушку! Зачем? А, они будут стрелять!!! Прибавить ходу!!!

И господин Укита, внезапно почувствовав, что вся хворь мгновенно прошла, говорит охреневшему посланцу - передайте Ода, я согласен. Я так давно никого не предавал, что заболел. Я с радостью предам род Мори, только чтобы снова оказаться в деле. Но только смотрите, я и вас потом предам, не обижайтесь!

К чему я это. Подавляющее большинство оппозиционеров и общественных пассионариев не потому такие, что борцы за правду. А потому, что не могут без борьбы, революций и движухи. Им всё равно, кого свергать, просто психика услужливо подсовывает образ подходящего врага. Именно на эту публику ориентирована вражеская пропаганда в любом обществе - взрастить пассионарную пятую колонну, которая не может без революций под идейным флагом и которую не жалко. И именно среди этой публики в основном концентрируются разного рода психопатологии и извращения. Нормальный человек на баррикады просто НЕ ПОЛЕЗЕТ, нечего ему там делать. Но это уже отдельная история :)

О дембельских аккордах

О дембельских аккордах. Из серии "учитесь, детишки".

Та же средневековая Япония. Момент прихода к власти Оды Нобунаги. В провинции Харима в те годы жил-был толковый сельский паренёк по имени Курода Камбей. Как водится в тогдашней жёсткой японской среде, в очень юном возрасте встал во главе клана. Служил сначала какому-то местному тупому князьку. Потом, будучи человеком амбициозным и очень умным, сам вышел на Оду Нобунагу и стал служить ему в команде Хасибы Хидэёси. Когда Оду замочили, предложил Хидэёси захватить власть в Японии и сам же это и реализовал. В частности, вместе с отцом перебросил армию Хидэёси, пешую в полной боевой выкладке, на расстояние чуть менее 400 километров за несколько дней (!). Ну, это отдельная история.

Много лет Камбей очень много и очень талантливо воевал. Завоёвывал для Хидэёси Японию. Ни разу не проиграл ни единого сражения, в чем превзошел даже Сингэна с Токугавой. Но Хидэёси был из крестьян, власть над всей Японией крепко свернула ему башню, и товарищу Камбею пришлось очень тяжело. Царедворец из Камбея был никудышный, за военные успехи его все боялись, ревновали и подставляли, и в итоге Камбей, своими руками поставивший Хидэёси на трон, был фактически сослан владеть островом Кюсю. Это как у нас отправить кого-нибудь рулить Камчаткой. Оказанная услуга ничего не стоит, да. Причем к деньгам Камбей был совершенно равнодушен (хотя всю жизнь бережно и рачительно их копил), пост главы рода без малейших эмоций отдал своему сыну, ушёл в отставку и сидел себе, не жужжал.

Но в 1598 году Хидэёси умирает. И как водится в любом террариуме единомышленников, всего через два года борьба за престол достигла апогея. Два батыра, Исидо Мицунари и Токугава Иэясу, предъявили свои претензии. Собрали каждый под сотню тысяч человек и пошли мочиться насмерть.

Камбей в это время сидел себе в ссылке на Кюсю, курил бамбук. Но увидев такие расклады, прикинул член к носу и крепко задумался. Ему уже 55 лет. Он всю жизнь кому-то служил и ничего, кроме проблем, с этого не имел. А тут... Начальника над ним теперь нет - Хидэёси склеил ласты, а больше он никому ничего не должен. Власти в стране нет, примерно как в России в Гражданскую. Запреты и законы не действуют. И по всему выходит, что Исидо с Иэясу бодаться будут долго (причем на обоих сторонах у Камбея были осведомители, а на стороне Иэясу также сражался и сын Камбея со всеми его войсками - около 5000 рыл). Подумал Камбей, подумал, да и решил сыграть весёлый дембельский аккорд для самого себя. А то ведь придёт к власти Иэясу, ну или Исидо, опять законы примут, опять порядок будет, пошалить уже не получится.

Распечатал Камбей кубышку со своими сбережениями да и объявил набор собственного войска. Крестьяне на Кюсю его хорошо знали, любили и уважали, платил он щедро, поэтому через небольшое время у него уже была обученная армия в 10000 рыл. Вдвое больше, чем "официальная" армия его сына. Трое самых верных вассалов Камбея служили ему на тот момент уже по 30 лет, знали наизусть все вопросы управления и снабжения войск, поэтому Камбею даже не пришлось напрягаться. Он загрузился в высокий паланкин, взмахнул жезлом и весело поехал завоёвывать остров Кюсю для самого себя. Причем всю работу делали три его вассала, а сам он только ездил в паланкине, угорал и веселился.

Местные князьки острова Кюсю, а напомню, это аналог нашей Камчатки, как-то попытались сначала рыпаться, но Камбей играючи, попивая саке прямо во время боя, громил их малыми силами одного за другим. Весело и с прибаутками. А поскольку слава непобедимого стратега шла за ним с давних времён, очень быстро местные князьки вместо борьбы с ним стали бесплатно к нему присоединяться. Причем сторонников Иэясу Камбей привечал, у него были прекрасные отношения с Иэясу, а вот сторонников Исиды мочил в сортире. Ибо именно Исидо создал Камбею основные придворные подставы, завидуя его военному гению. Исидо обиделся и послал против Камбея кого-то из своих, но Камбей его почти сразу поймал, обрил в монахи и прогнал пинком под жопу. И, поскольку на Кюсю захватывать больше было нечего, пошёл на Киото. На тот момент имея уже порядка 30000 рыл. Захватывать власть в стране, пока Исидо с Иэясу выясняют отношения.

Иэясу, видя такое дело, напрягся, быстренько замочил Исидо при Сэкигахаре и, пока не началось, отправил Камбею письмо. Почти дословно - "война окончена, всем спасибо". Вообще, про японскую почту во время тотальных войн - отдельно. Камбей очень расстроился, что ему не дали доиграть в войнушку, со словами "ну ё моё!" махнул рукой, распустил свою великолепную армию и ушёл домой. Практически как Форрест Гамп посреди своего трансконтинентального забега.

Понятно дело, раз победа, Иэясу приглашает Камбея к себе. Они вообще любили попиZдеть на двоих под водочку, просто редко удавалось. Приглашает и благодарит за большую помощь в разгроме сторонников Исидо на острове Кюсю. Камбей ему говорит - да ладно, я на самом деле надеялся у тебя власть перехватить, пока ты Исидо мочишь, а видишь, не успел. Ну, не успел и чёрт с ним, отвечает Иэясу. Зато дембельский аккорд у тебя получился шикарнейший, всем на зависть. Хочешь денег? Нет? Владения? Тоже нет? Ну, давай просто выпьем с тобой за светлое японское будущее :)

Эх, были люди в наше время (с) :)

Ещё о дембельских аккордах

Ещё чуть-чуть о дембельских аккордах на том же примере. Япония, 1599-1600 год. Страна в одном шаге от окончательной консолидации всей власти в одних руках.

В правом углу ринга - будущий сёгун Токугава Иэясу, весь в коричневом. Очень крутой стратег и политик, самый дальновидный из всех даймё в Японии того времени. Эксперт 80 уровня по умению ждать момента.

В левом углу ринга - уже лысый Исида Мицунари, весь в белом. Очень талантливый царедворец и финансист, отличный военный инженер, сапёр, но в смысле собственно сражений, прямо скажем, туповат. Как и любой царедворец в любые времена. У всех царедворцев ввиду постоянного лизания жопы начальства тупизна вне власти - стандартная профдеформация.

Возле ринга на походном стульчике от души веселится и бренчит на балалайке дембельские аккорды лучший военный стратег Японии - лысый и хромой Курода Камбей, весь в черном.

Действие первое. На тот момент центр власти Японии был в Осаке. Мицунари провоцирует восстание против Иэясу далеко от Осаки, чтобы Иэясу ушёл его гасить, и тогда Мицунари типа стремительным ползком ворвётся в Осаку и типа захватит власть.

Иэясу в ответ демонстративно медленно и нарочно избыточными силами уходит гасить восстание, оголяя Осаку, чтобы, когда Мицунари рыпнется, стремительно вернуть бОльшую часть войск обратно, разбить Мицунари при Сэкигахаре и легально насадить голову Мицунари на кол посреди Осаки. Отличный план. Как раз где-то посреди этого плана в роли командира пушечной батареи у Иэясу трудится английский шкипер Уильям Адамс, тот самый. Мир очень тесен, ага.

Мицунари в радостном возбуждении созывает военный совет. Всё готово к захвату власти, можно начинать. И тут к нему вдруг заявляется его злейший враг, до лютой ненависти и потемнения в глазах. Курода Камбей.

Прихромав в зал приёмов, Камбей демонстративно рассаживается перед высокомерным и злобным Мицунари. Обычно Камбей невозмутим, но тут ему просто не получается скрыть веселье. И говорит:

  • Уважаемый товарищ Мицунари, я пришёл поздравить Вас с началом Вашего победоносного военного похода на Осаку.

Мицунари в ахуе. Это ж супер-пупер военная тайна. Да как он узнал?!

Камбей продолжает:

  • Идея спровоцировать восстание в жопе мира и вынудить Иэясу его гасить просто прекрасна. Иэясу наверняка уже вывел все войска из Осаки, увяз в подавлении бунта, и Ваш путь к власти открыт.

Мицунари с трудом сдерживается, чтобы не зарубить Камбея прямо сейчас. А тот продолжает:

  • Однако столь проницательный человек, как Иэясу, наверняка догадался, что Вы хотите захватить власть в его отсутствие, и наверняка принял меры к тому, чтобы стремительно вернуть свою армию назад и набить Вам морду при Сакэгихаре. Поэтому этот план не годится.

Мицунари стремительно меняет цвет морды лица от красного к белому. Камбей продолжает:

  • Я бы на Вашем месте использовал план А (рассказывает, чего и как делать на пять шагов вперед).

Не успевает Мицунари обрести нормальный цвет лица и порадоваться, как Камбей продолжает:

  • Однако столь проницательный человек, как Иэясу, наверняка предусмотрел такое развитие событий и сделает в ответ следующее (рассказывает, чего и как сделает Иэясу на пять шагов вперед).

Мицунари в замешательстве. Камбей продолжает:

  • Поэтому я бы на Вашем месте перешёл бы к плану Б (рассказывает), однако Иэясу сделает это и это (рассказывает).

Мицунари снова бледнеет. А Камбей продолжает - план Ц, план Д, план Е... И каждый раз на пять шагов вперед, и каждый раз детально рассказывает Мицунари всё-всё про его фактическое положение, замыслы и возможности.

Наконец Камбей затыкается и сидит, лыбится, не может больше сдерживать позитивные эмоции. Мицунари приходит в себя и спрашивает - ты откуда всё это знаешь? Иэясу ладно, вы там кореша и водку пьёте, но про меня, мои замыслы и армию - кто тебе рассказал?

  • Видите ли, товарищ Мицунари, это всё легко просчитывается для любого средненького игрока в го. Вы играете в го? Вот то-то и оно, что нет. Поэтому я и решил заглянуть к Вам на огонёк и помочь Вам в Вашем нелёгком деле.

Завершив тем самым свой дембельский троллинг 80го уровня, Камбей встаёт и с глубоким поклоном уходит. Мицунари сидит в полном ахуе. Он готовился два года в полной тайне, планы вынашивал, думал понимаешь, скрывал всё как мог, и тут прихромал этот лысый придурок и за 15 минут продемонстрировал, что король-то голый и что все планы Мицунари по захвату власти известны последней собаке в Эдо. Как-то непонятно, чего с этим вообще теперь делать. И Камбея рубить теперь как-то не с руки.

И тут как раз собирается военный совет.

Звучат разные глубокомысленные версии событий, планы решений и так далее. На фоне стратсессии Камбея всё как-то очень бледненько. Мицунари выходит из ступора и резко обрывает совет - всё к чёрту, идём на Осаку в лоб! Как в лоб?! А вот так! К чёрту стратегию! Идём просто в лоб!

Результат известен. Мицунари отбросил все тонкости и пошёл напролом. Иэясу, только лишь узнав о визите Камбея к Мицунари, всё сразу просчитал, взял вариант "Мицунари прёт напролом" за основу планирования и завершил военную кампанию одним сражением. Причем ключевой момент - переход одного из батыров Мицунари на сторону Иэясу, что и решило исход битвы - подготовил и провёл лично сын Камбея. Голова Мицунари завершила свой путь на колу в Осаке. Иэясу стал сёгуном. Камбей же под шумок изрядно покуролесил на Кюсю и невыразимо расстроился, когда Иэясу добродушно попросил прекратить безобразия. Показательно, что в ответ на прямое признание Камбея о желании перехватить власть у Иэясу тот лишь добродушно посмеялся, хотя любому другому срубил бы за это башку до седьмого колена. А сыну Камбея вообще назначил доход 520 тысяч коку. И теперь вы знаете - почему :)

К слову. 520 тысяч коку - это просто до хрена. Весь род Мори, большой и сильный, на пике могущества тогда имел 1,2 млн коку и мог таким образом самостоятельно нанять армию в 120000 рыл.

Иди, мужик, у тебя уже всё было

Насчёт Золотой Рыбки - "иди, мужик, у тебя уже всё было" (с).

Великий Токугава Иэясу в 50 лет был почти что никем. Не особо большой региональный даймё.

Но полностью вложился в свой кубический сантиметр шанса, в 53 года вступил в борьбу за сёгунат и в 56 лет де-факто стал сёгуном Японии.

Никогда ничто не предрешено настолько, чтобы опускать руки или, напротив, почивать на лаврах. Всё и всегда зависит от нас самих не менее, чем на 50%.

О никчёмности демократии

К слову о никчёмности т.н. демократии.

Переехав по указу кампако в Эдо, а это 1590й год, одним из первых дел Токугава Иэясу ввел неслыханную в Японии тех лет демократию. Дал своим крестьянам право жаловаться на местные власти всех уровней. Правила были очень просты - если жалоба по делу, а система уголовных расследований в Японии была очень серьёзная, то виновника жёстко наказывали. Если же крестьянин лгал, а это тоже легко было установить, то ему сразу рубили голову. Всё честно.

Через 23 года эта демократия была отменена по очень простой причине. С каждым годом крестьяне все больше и больше злоупотребляли жалобами, лгали как дышали, и под конец практически все обращения по итогам придирчивых разбирательств оказались ложью. Хотя всех таких лгунов, как положено, убивали. "Чернь всегда недовольна", ага.

Параллели с прямыми линиями - самостоятельно :)

Карательная команда по-японски

В процессе перевода одного своего проекта для японских читателей наткнулся на интересный языковой момент. Я регулярно на такие вещи натыкаюсь, очень интересно.

Термин "карательная команда СС", применительно к укровермахту на Донбассе, при переводе на японский становится "дисциплинарной командой". Т.е. каратели - это по-японски люди, которые наводят дисциплину. Просто потому, что без дисциплины нельзя.

Очень яркий штрих японской культуры, отлично поясняющий корни японского нацизма. Который после войны никуда не ушел, кстати, просто переместился в ту же плоскость, что и термин "гой" у евреев. В общем, бездна коллективного разума, звёзд полна.

Ещё о подготовке квалифицированного персонала

Я уже упоминал тут историю о японцах, попавших в Россию с кораблекрушением в 1783 году, прошедших ножками всю Россию до Петербурга и потом вернувшихся в Японию. История интереснейшая и достойнейшая, вернулись понятно не все. Во многом успех этих японцев был обусловлен (1) русским гостеприимством и вообще русскими жизненными принципами, (2) японской деловитостью и конструктивностью и (3) выдающимися личными качествами лидера японской команды Дайкокуя Кодаю (大黒屋 光太夫). Об этом есть прекрасная книга "Сны о России" Ясуси Иноуэ и одноимённый прекрасный русско-японский фильм.

Однако сейчас мы про другое.

Одной из основных проблем японцев было то, что добравшись по пути в Петербург до Иркутска, местной столицы в те годы, они либо должны были двинуться дальше без гроша, либо остаться там жить на полном богатейшем пансионе с условием обучать русских японскому языку.

В то время Россия была крайне далека от Японии. Сихотэ-Алинь по самый Амур был китайской землёй. Даже просто добраться до Японии - был невероятный квест, что позже, в 1788 году, и было продемонстрировано, когда при полной поддержке императрицы Екатерины II была организована доставка выживших японцев обратно на их родину.

И вот японцы жалуются, что их не выпускают из Иркутска, что местные власти готовы им платить совершенно безумные деньги по тем временам, лишь бы японцы обучали русских японскому языку. Причём с чёткой формулировкой - для формирования торгового и посольского корпуса и установления дальнейших межгосударственных отношений.

Вдумайтесь. Сиволапая Россия. Иркутск чёрт-ти где, ему всего 100 лет в обед. В школе японского языка обучаются дети крестьян, крепостных, в общем, самые широкие слои населения - потому что очень трудно найти достаточно учеников. Но местные чиновники это очень щедро оплачивают из своей казны, и не для того, чтобы навариться на этом. Какой с японцев навар. А для того, чтобы в последующем был квалифицированный персонал для установления дипломатических и торговых связей с ещё одной страной.

Неудивительно, что минимум двое японцев осталось там жить. Собственно, там в Сибири до сих пор живут потомки этих двоих.

Дайкокуя Кодаю

Про авторитет

В одни и те же годы в Японии жили-были два князя. Князь Сингэн, ну, тогда он ещё был Харунобу, и князь Удзидзанэ. Соседи они были.

Князь Сингэн был суровым князем. Головы рубил и своим и чужим. Правда, в основном за дело. Держал бразды железною рукой. Смотрел в будущее и твёрдо вел генеральную линию партии. И до завоевания всей центральной Японии ему не хватило чуть-чуть. Несмотря на суровость, постоянные войны, очень строгую организацию, крестьяне его очень любили и безмерно уважали. Бежали к нему со всей Японии. Не возникало даже малейшего сомнения, биться за него насмерть или же нет. Конечно да.

Князь Уздидзанэ был, эээээ, либеральным долбодятлом в сегодняшних терминах. За все хорошее, против всего плохого. В мячик играл, почти никого не убивал, стремился к высоким материям. В итоге в первой же проблеме всё его войско разбежалось, крестьяне смотрели на него как на овно, уважения к нему было ноль, и его даже взял после капитуляции замка Какегава к себе на службу Иэясу - настолько он был никчёмен, не представлял никакой угрозы.

Сингэна уважали и боялись все. Удзидзане даже не брали в расчет. Хотя поголовье крестьян, войск и ресурсов у них было одинаковым, по крайней мере сравнимым.

И вот нам втирают влажным шёпотком, что надо делать полный мир-труд-май и дружбу-жевачку. Уважать личные ценности каждого никчёмного долбодятла и всё такое. Между тем как мир-труд-май никогда не ведут ни к уважению, ни к подчинению, ни к авторитету.

О критериях величия

Курода Ёситака, более известный как Курода Камбей, прославлен как стратег, фактически приведший Тоётоми Хидэёси к власти. И одни говорят, что он велИк - потому, что ни разу не проиграл битвы. Другие - что он фуфлыжник, потому что всегда вчистую проигрывал всю придворную борьбу.

А по мне, он велИк, и велИк потому, что и его отец, Курода Мототака, и он сам, Курода Ёситака, и его сын, Курода Нагамаса, умерли своей смертью в кругу семьи. В смысле - не были убиты в бою, не совершали сеппуку. Мототака и Нагамаса умерли от старости, а сам Ёситака от сифилиса. И то потому, что антибиотики изобрели на 400 лет позднее.

Для князей столь высокого ранга, именно в этот исторический период становления Японии как моно-государства и на таких ключевых ролях в борьбе за власть спокойно умереть от старости - настолько невероятно и уникально, что является лучшим индикатором крутизны.

О персональных медиумах

Великий Такэда Сингэн регулярно пользовался экстрасенсорным сервисом в лице своего среднего сына Дзиро. Дзиро в малом возрасте потерял из-за болезни зрение и был отправлен в монастырь учиться на монаха. Там однажды ночью во сне он услышал призыв о помощи от своего младшего сводного брата, Широ, на которого в этот момент в Суве было совершено покушение. Дзиро немедленно разбудил настоятеля монастыря, пришел с ним к папе, который удачно был как раз возле монастыря в Каи, и доложил ему о том что услышал.

Папа мало того, что немедленно среди ночи принял и выслушал весьма юного сына, мало того что немедленно по тревоге с дружиной ломанулся в Суву, так еще и перед стартом строго выговорил настоятелю монастыря, что есть вещи, недоступные пониманию обычных людей.

После этой истории Дзиро регулярно работал медиумом, а папаша специально под это дело организовал быструю доставку новостей от сына до своей ставки, где бы ни находился. Благо фельдъегерская служба у Такэда была самым престижным видом войск, имела персональный флаг-сороконожку, быстрейших лошадей и элитнейший персонал.

Сын ни разу не ошибся. Папа исключительно это чтил и всегда непосредственно учитывал вести от сына в военном планировании и логистике. К сожалению, Дзиро это не помогло. После смерти Сингэна и последующего феерического факапа Широ, по дурости угробившего весь клан Такеда, Дзиро нашли и для профилактики тоже замочили. На всякий случай. А жаль. Интересный был человек. В интересное и сложное время жил.