Ник Литвинов

Кто такой трикстер

Танцующая лисица, Охара Косон
  • Действует вне правил и структур ради перемены самой сути процессов и ситуаций.
  • В бизнес-смысле: внесистемный игрок, меняющий сложные системы через постоянные непрямые кайдзен-действия, движение, поток.
  • Архетип: хитрец, вырывающий неудобные страницы бытия ради справедливости.
  • Ломает порядок хаосом, делает идеальное реальным, неявное - явным.
  • Трансграничное существо, медиатор, проводник между мирами, джокер.
  • Достигает пользы через процесс, движение, изменение, поток.
  • Примеры трикстеров: Гермес, Одиссей, Иван-дурак, Карл Мюнхгаузен, Йозеф Швейк, пара Бегемот/Коровьев, капитан Джек Воробей.

В терминах ТРИЗ трикстер меняет систему индуктивным воздействием через различные смежные надсистемы.

Если архетипически, по Агранович, то:

  • Трикстер - всегда медиатор, проводник между мирами, сознательно взламывающий [любые] традиции и правила [поведения] для разрушения или обхода стоящей за ними системы и достижения наибольшего эффекта минимальными средствами.
  • Например, проницательный шут под рукой короля. Или красноглазая мышка, которая за угощение помогает выиграть в жмурки у Смерти.
  • Проводник же - потому что одной ногой тут, на земле, а другой где-то там, где мир другой и правила совсем другие.

Почему именно трикстер

  • Изменение системы из правил самой системы крайне энергозатратно и неэффективно.
  • Единственное действительное эффективное изменение системы возможно лишь извне её правил.
  • За это системы немедленно и очень жестоко мстят. Просто по принципу Ла-Шателье/Брауна.
  • Чтобы не попасть под ответные действия системы, нужно быть вне её.
  • Проблемы внутри системы, как правило, являются отражением психологических проблем создателя и управленца такой системы. Находясь внутри, ты попадаешь на те же грабли.