Ник Литвинов

Инструменты и методики

В процессе работы все мы обрастаем рабочими инструментами и методиками.

Все ниже перечисленные методики входят в ежедневный "инструментальный чемоданчик" Вашего покорного слуги, и по ним регулярно проводятся семинары и тренинги.

Заполнение методик на сайте происходит по мере наличия свободного времени. То есть не очень быстро. Sumimasen.

Методики мышления и целеполагания

Эти методики в наибольшей степени ориентированы на структуру мышления, потановку целей, внутренние импульсы человека и их увязку с внешними контекстами.

Методики в статике (функциональные)

В этих методиках отсутстует понятие времени и/или эволюции. Они позволяют охватить целиком какой-либо процесс или функцию и примерно понимать, всё ли на месте или чего-то не хватает.

Методики в динамике (эволюционные)

Эти методики отвечают за развитие каких-либо ситуаций или структур во времени. Ценны они прежде всего своей предсказательной силой и диагностикой, позволяя либо заранее понять, "что будет завтра", либо быстро найти расхождения целевого и фактического "сегодня".


Методики ТРИЗ+

Набор принципов и методик, позволяющий находить решения сложных творческих задач, вскрывать и разрешать противоречия в системах.

Способы разрешения противоречий:

  • Во времени.
  • В пространстве.
  • Объединение систем в надсистему с другими свойствами.
  • Сочетание двух систем с разными свойствами.
  • В системе (вся система имеет одно свойство, а её часть - другое).
  • В структуре (разные части системы имеют разные свойства).
  • Замена фазового состояния в части системы или в надсистеме.
  • Изменение фазового состояния в зависимости от условий.
  • В фазовом состоянии (опора на явления, сопутствующие фазовому переходу).
  • В отношениях (разные свойства по отношению к разным объектам).
  • В воздействии (разные свойства при разных воздействиях).

Самые часто используемые ТРИЗ-методы:

  • Метод маленьких человечков - для понимания сложных составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся доуг с другом в различных взаимоотношениях. Применяется в основном для технических систем в задачах молекулярного уровня (внутренних свойств элементов).
  • Метод фокальных объектов - системе приписываются свойства, изначально ей не присущие, часто фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие и позволяет найти неожиданные решения.
  • Ресурсы - рассмотрение системы с точки зрения ресурсов и их производных. По сути - функциональный подход к задаче.
  • Противоречия - любое свойство системы, позволяющее выполнять полезную функцию, обязательно предполагает связанное отрицательное свойство, дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование - объединение частей целого (например, конь и человек = кентавр), уменьшение/увеличение, ускорение/замедление, дробление/объединение, статика/динамика, оживление, универсализация и т.д.
  • Системный оператор - прорабатываются подсистемы и надсистемы в прошлом и будущем (также анти-система и не-система).

    Анти-система, не-система
    Надсистема в прошломНадсистемаНадсистема в будущем
    Система в прошломСистемаСистема в будущем
    Подсистема в прошломПодсистемаПодсистема в будущем

Варианты осей системного оператора:

  • компоненты (подсистемы/надсистемы),
  • функционал,
  • генетика (этапы становления и развития),
  • структура (во времени и пространстве).

Ещё часто используется морфологический анализ - комбинирование системного оператора и фантазирования для открытия новых свойств и возможностей систем и их элементов:

КроватьСтулСтол
ШкафШкаф-кроватьШкаф-стулШкаф-стол
ПолкиПолки-кроватьПолки-стулПолки-стол
ТумбочкаТумбочка-кроватьТумбочка-стулТумбочка-стол

Шесть шляп мышления

Шесть способов мышления в виде надеваемых шляп разного цвета. Явная "смена шляп" позволяет переключать свою точку зрения в соответствии с решаемой задачей. Это, в свою очередь, позволяет чётко разделять контексты принятия решений и оценки ситуаций.

Шесть шляп мышления
  • Синяя шляпа управляет процессом мышления, ставит задачи в начале сессии, подводит её итоги в конце.
  • Белая шляпа фокусирует внимание на фактах.
    Что мы об этом знаем?
    Какая есть информация, цифры, статистика, данные, исследования?
    Каких ещё фактов нам не хватает?
  • Жёлтая шляпа ищет достоинства, преимущества, плюсы идеи.
    Какие у этого плюсы, преимущества, достоинства?
    Какие есть радужные перспективы?
    Почему это надо сделать?
  • Красная шляпа выражает чувства, эмоции, интуицию и догадки.
    Что мы переживаем по этому поводу?
    Каковы наши догадки, ощущения, смутные предположения?
    Что нам подсказывает интуиция?
  • Чёрная шляпа защищает от поспешных, безрассудных, непродуманных действий, указывает возможные риски и подводные камни.
    Что может пойти не так?
    Почему это нельзя делать?
    Какие есть опасения, подводные камни?
  • Зелёная шляпа создаёт и изменяет идеи, ищет альтернативы и возможности, ломает стереотипы.
    Какие есть альтернативы, новые идеи?
    Как ещё это можно сделать?
    Что ещё с этим можно сделать?

Движение вместо действия

Движение вместо действия

Примеры движения и действия:

ДвижениеДействие
Набросать 20 идей для статей, чтобы потом их написатьНаписать и опубликовать готовую статью
Отправить по Email 10 предложений для потенциальных клиентов и начать с ними переговорыКлиент совершил покупку
Поиск лучшего варианта диеты и чтение нескольких книг на эту темуНачать есть здоровую пищу
Пойти в спортзал и проконсультироваться с личным тренеромВыполнить комплекс силовых упражнений
Подготовка к тесту или исследовательскому проектуПройти тест или завершить исследовательскую работу

Главный соблазн подмены действия движением: желание отложить неудачу.

Стратегия перехода от движения к действию:

  1. Определить расписание для ваших действий. Структурирование себя во времени.
  2. Выбор даты перехода от движения к действию. Установка дедлайна.
  3. Выбор действия и его выполнение с момента дедлайна по установленному расписанию.

Лошадь сдохла - слезь!


Влияние энергетики на трудоспособность


Полезные чек-листы


Немного наглядной психологии


Десять ключевых признаков успешного бизнес-плана


Памятка по правильному оформлению текстов


17 чувств, которые стоит забыть

  1. Чувство веры в идеал: В мире нет ничего идеального. Это невозможно. Все можно сделать еще лучше. Без отсутствия недоступного ориентира нет стремления к совершенству. Иначе - деградация.
  2. Чувство одиночества: Это чувство непродуктивно, следовательно, это лень. Лень - это отсутствие желания. Без желания можно быть только одиноким. Это парадоксальное чувство.
  3. Чувство важности: Ты не важен. Важно то, чем ты можешь быть полезен другим. И наоборот.
  4. Чувство, что ты кому-то чем-то обязан: Ты никому и ничем не обязан с самого рождения. За исключением себя. Это факт. Его невозможно оспорить.
  5. Чувство ожидания: Не жди никого и ничего, если это уже не случилось. Ищи новые пути, другие возможности. Имей другой план. Ждать - это удел ленивых.
  6. Чувство, что тебе кто-то что-то должен: Никто тебе ничего не должен. С этой логикой ты кому-то чем-то обязан. А ты ведь никому ничем не обязан?
  7. Чувство отчаяния: Забудь. Только эйфория. Только удовольствие. Делай то, что хочешь ты, а не то, что хотят, чтобы ты делал, другие. Не существует двух одинаковых жизненных опытов. Опыт всегда уникален.
  8. Чувство страха: Страх и самосохранение - разные вещи. Пока ты боишься, ты бездействуешь. Бездействие - это лень. Лень - это одиночество. Дальше ты знаешь.
  9. Чувство, что кто-то прав: Пока не доказано - всё ложь.
  10. Чувство неспособности: Человек обучаем. Всему и всегда. Если это не так - это не человек.
  11. Чувство того, что жизнь проходит мимо: Уволься.
  12. Чувство ответственности: Это не должно быть чувством. Это должно быть фактом.
  13. Чувство обиды: Не обижайся. Это всего лишь люди. Их работа - подводить тебя.
  14. Чувство стыда: Если ты все сделал правильно, тебе не должно быть стыдно. Если кто-то сделал что-то не правильное - не обижайся. Стыдом ты лишь замещаешь это чувство.
  15. Чувство любви: Умей забывать о нем хоть иногда. Оно отвлекает тебя от действительно важного. В этом мире нет идеала. Помнишь?
  16. Чувство отсутствия выбора: Выбора не существует. Если это не так - не выбирай.
  17. Чувство паники: Запомни. Мы все равно умрем. А пока ты жив - избавляйся от всего лишнего.

Признаки нехватки в организме витаминов и минералов


Закон Слова

Одна из самых сильных, могучих и одновременно самых неочевидных методик мышления и постановки цели. Практически лежит уже в области модификации реальности и преподается обычно в соответствующих курсах. Однако, поскольку использовать её во вред кому-либо, кроме себя, невозможно, она открыта для свободного изучения.


Явные и неявные знания, личные и коллективные

Знания делятся на явные (формализованные) и неявные (неформализованные). Эти виды знаний довольно сложным образом взаимодействуют, переходя из одного вида в другой разными способами:

Преобразование явных и неявных знаний

Зная эти способы, можно управлять потоками знаний и трансформировать их сообразно задаче.

Также знания бывают личные и коллективные. Коллективные знания образуются из совокупности личных знаний участников коллектива, а также зафиксированного их запаса (явные коллективные знания).

Если оценить знания по какому-либо одному предмету, то соотношение личных и коллективных знаний выглядит вот так:

Соотношение личных и коллективных знаний

То есть явные коллективные знания - это те знания, которые являются явными для всех участников коллектива (или также те, что отчуждены от людей и формализованы на материальном носителе). А неявные коллективные знания - это все остальные личные знания, частью личные явные, и уж точно все личные неявные.

Уровни владения знаниями/навыками

Выделяют следующие четыре принципиальных уровня владения любым знанием или навыком относительно его практического применения.

  • Know-what: уровень фактов. Человек может применять знание или реализовывать навык, действуя по пошаговой шпаргалке, и не может передать знание или навык другим. Как правило, это уровень явного (зафиксированного) знания.
  • Know-how: уровень процедурных знаний. Человек может уверенно применять некое знание или навык, действуя в изученных рамках, и может ограниченно передавать выученную последовательность другим. Это уровень, как правило, в основном неявного знания.
  • Know-why: уровень науки. Человек может свободно применять знание или навык в широком диапазоне условий, не выходя за базовые ограничения, и может свободно обучать знанию или навыку других. Это уровень в основном явного (формализуемого) знания.
  • Care-why: уровень свободного творчества. Человек может применять знание или навык за рамками его базовых органичений, парадоксально, неожиданно, вопреки всем правилам добиваться результата и тем создавать принципиально новые кейсы и области применения. Это уровень неявного (неформализуемого) знания.

В пределах каждого уровня нарастание навыка происходит по стандартной логистической кривой, она же S-образная кривая, она же кривая обучения. До тех пор, пока в кривой обучения не достигнуто насыщение на текущем уровне, переход на следующий принципиально невозможен.

Переход на каждый следующий уровень происходит только скачкообразно, фазовым переходом из количества в качество, и не может быть форсирован внешними силами. Только сам человек, столкнувшись с некоторым вызовом внутри себя, своей волей может осуществлять такой переход.


7-летние циклы жизни человека

Из книги Бернарда Вербера "Империя ангелов".

7-летние циклы жизни человека
  • 0-7 лет: Сильная связь с матерью. Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.
  • 7-14 лет: Сильная связь с отцом. Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.
  • 14-21 лет: Бунт против общества. Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом. Подростка соблазняет все, что «восстает», — громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей. Период завершается выходом из семейного кокона.
  • 21-28 лет: Вступление в общество. Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение. Поиски более интересной работы, чем у родителей. Поиски более интересного места жизни, чем у родителей. Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона. Период обычно заканчивается браком.

С этого момента человек выполнил свою миссию и покончил с первым защитным коконом - КОНЕЦ ПЕРВОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ.

После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.

  • 28-35 лет: Создание очага. После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона. Но если четыре первых цикла не были пройдены успешно, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке. Если с отцом тоже, он начнет вмешиваться в дела молодой пары. Если бунт против общества не был пережит, есть риск конфликтов на работе. 35 лет — тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни. Тогда первый коко должен быть отброшен и...
  • 35-42 лет: Все начинается с нуля. После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости. Это период, когда у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин — любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.
    Отношения с обществом также должны быть пересмотрены. Отныне работу выбирают не с точки зрения ее безопасности, а по тому, насколько она интересна, или по тому свободному времени, которое она оставляет. После разрушения первого кокона человек всегда испытывает желание как можно быстрее создать второй. Новый брак, новая работа, новые отношения. Если избавление от паразитирующих элементов прошло благополучно, человек должен быть способен восстановить не похожий, а улучшенный кокон. Если он не понял прошлых ошибок, он восстановит точно такую же оболочку и придет к точно таким же поражениям. Это то, что называется «бегать по кругу». С этих пор все циклы станут лишь повторением одних и тех же ошибок.
  • 42-49 лет: Завоевание общества. Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.
    Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.
    Если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности. По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, зачем я живу, что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?
  • 49-56 лет: Духовная революция. Если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость. Отныне начинается последнее приключение, духовная революция.
    Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены. Они займут всю оставшуюся жизнь.

КОНЕЦ ВТОРОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ.

  • N.B.1: Далее развитие продолжается по спирали. Каждые семь лет человек поднимается на один виток и вновь проходит через те же вопросы: отношения с матерью и отцом, отношение к бунту против общества и к семье.
  • N.B.2: Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново. Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу.

Элитные группы

Теория элитных групп описывает эволюцию групп элементов при изменении принципов их фильтрации (отбора). Прекрасно моделирует группы в человеческом обществе, имеет хорошую предсказательную силу.


Спиральная динамика Грейвза

Отражает уровни развития (эволюцию) биопсихосоциальных систем, позволяет уверенно прогнозировать их поведение и управлять ими.

Каждый уровень спирали обозначен номером и цветом:

Спиральная динамика, уровни

Человек в любой момент может быть только в каком-то одном состоянии по Грейвзу, но группы людей (организации) имеют и два, а иногда и три состояния одновременно.

Так, малые предприятия обычно оранжевые и красные, а естественные монополии всегда синие и фиолетовые.

Интересно, что все нечётные уровни спирали Грейвза, которые "я", ориентированы на результат, а чётные уровни "мы" - на процесс. Отсюда инь-янь и диалектика результативно-процессных подходов по мере развития личностей и организаций.

При этом взаимоотношение уровней Грейвза довольно сложное:

Спиральная динамика, отношения между уровнями

Принципы спиральной динамики очень эффективны во всех областях человеческой деятельности и при почти всех социальных взаимодействиях. Например, на основе этой теории прекрасно прогнозируются конфликты в коллективе и будущие грабли, на которые встанет каждый боец в коллективе через год, три, пять.


Модель РАПИ (Ицхак Адизес)

Отражает эволюцию как отдельных сотрудников, так и организаций в целом. Объясняет, почему идеальных сотрудников не бывает, и позволяет оценивать и прогнозировать развитие людей и организаций.

Роли: Р - работник, А - администратор, П - предприниматель, И - интегратор.

Человек в модели РАПИ

В отличие от человека, организации могут иметь все роли одновременно:

Организация в модели РАПИ

Также большая польза состоит в выявлении конфликтов, потенциала роста и развития организаций через определение, кто из лиц, принимающих решения, на каких стадиях модели РАПИ находится и соответственно какие решения в каких ситуациях они будут принимать.

Различные подразделения и команды внутри компании также могут находиться на разных этапах развития, что порождает социальную динамику коллектива.


Полезные картинки

Небольшая подборка кратких методик в одной картинке каждая. Не моё, пользуйтесь спокойно ;)